Выбор кранов. Осторожно, подделки!
Высокий спрос на шаровые краны вызвал огромное количество подделок, которые не так безобидны, как может показаться на первый взгляд.
Как правило, подделки по эксплуатационным качествам значительно уступают оригинальным изделиям. Их использование в системах водоснабжения и отопления может привести к авариям и большим материальным потерям. Подделки могут нанести и серьёзный ущерб здоровью людей. В основе высоких эксплуатационных качеств шаровых кранов от лучших мировых производителей лежит совершенство их конструкции, точное следование требованиям технологии производства и строгий контроль химического состава материалов.
Цель же любой подделки – прикрываясь маркой известного брэнда, при минимальных затратах создать внешнее подобие предмета подделки.
Первое, на чём экономят подпольные дельцы, это – материалы. Корпуса кранов и шаровые затворы должны изготавливаться из специальных марок латуни, химический состав которых в РФ регламентируются ГОСТом, а за рубежом – национальными стандартами. Эти стандарты предусматривают содержание меди 57-60%, цинка – до 40%, свинца в пределах 0,8 – 1,9%. (Свинец необходим для придания латуни поверхностной твёрдости). Нелегальные производители, как правило, используют лом цветных металлов, содержание примесей в которых не контролируется. В результате производятся краны,
процент содержания свинца в которых, как показывают исследования, доходит до 5-7%. Хорошо известно, что избыток свинца в воде очень вреден для здоровья.
Другой способ фальсификации материалов – использование для изготовления корпусов более дешёвого металла – цинка. Это тоже опасная подделка. Кран из цинка имеет повышенную хрупкость и может треснуть от механических и гидравлических воздействий. Кроме того, содержащийся в водопроводной воде хлор вымывает цинк из корпуса, корпус со временем истончается и становиться ещё менее надёжным. Вдобавок, цинк и хлор в воде образуют раствор хлористого цинка, который является канцерогеном. Встречаются шаровые краны, изготовленные из силумина (алюминиевого сплава).
Надёжность их ещё ниже. Экономия металла побуждает нелегальных производителей изготавливать корпуса кранов с толщиной стенки от 1 до 0,5 мм. Это чрезвычайно снижает их надёжность.
Корпуса и шаровые затворы в изделиях ведущих производителей изготавливают методом горячего прессования или горячей ковки. Мелкие производители не тратятся на покупку таких технологий и изготавливают свои изделия методом литья. Такие изделия отличаются неровной поверхностью корпуса, наплывами, могут иметь неоднородную структуру материала и, как следствие, низкую надёжность.
Шаровые затворы (шары) фальсифицированных кранов часто изготавливаются не из латуни, а из стали, с покрытием или, даже без него. Стальные шары быстро корродируют и перестают быть герметичными. «Недовложение» латуни в корпус крана делает его подозрительно лёгким. Стальной шар компенсирует этот недостаток веса, маскируя наличие у корпуса недопустимо тонких стенок.
Кстати, о шарах. Ведущие производители придают большое значение качеству поверхности шаровых затворов. Латунные шары подвергаются алмазной шлифовке, на них наносится антикоррозионное покрытие из никеля или хрома. В результате шар получает идеальную зеркальную поверхность. Признак изделий низкого качества – тусклая, мутная или шероховатая поверхность шара. Специалисты выделяют ряд конструктивных приёмов, упрощающих и удешевляющих (в ущерб качеству) конструкцию кранов. С описанием их можно ознакомиться на интернет – страницах некоторых производителей.
Нелишне сказать, как фальсифицированные краны маскируются под оригинальные.
- Один из приёмов – неправильное написание названия известной фирмы, например, «Bogati» вместо «Bugatti»; написание названия страны, например, «ITALY» вместо принятого «made in Italy», искажение известного логотипа, помещением его, например не в ромб, а в квадрат или в круг.
- Свидетельством фальсификации может служить отсутствие тех или иных элементов маркировки, обязательных для конкретных производителей.
- При продаже газовых кранов встречается и такая примитивная форма обмана, как замена на водопроводном кране «родной» ручки на жёлтую – газовую (газовые краны стоят дороже).
Обычному покупателю трудно отличить поддельный шаровой кран от оригинального. Вот несколько простых советов, как в некоторых случаях это можно сделать.
Прежде всего, определите для себя степень риска от установки ненадёжных шаровых кранов. Если это система отопления в загородном доме, то подделка среднего качества будет не так уж опасна – давление в системе не больше 3-х атм., скачков нет, температура воды не выше 85 град. Низкая цена таких кранов сможет компенсировать определённый
риск от их эксплуатации. Другое дело, если запорная арматура устанавливается в системах водоснабжения, газоснабжения, а также в любых сантехнических системах многоквартирных жилых домов. Цена экономии может оказаться слишком высокой, поэтому выбирать шаровые краны надёжней всего из ассортимента признанных мировых производителей, таких как: RBM, , , F.I.V.
Покупая шаровые краны у официальных дистрибьюторов этих фирм, Вы будете застрахованы от подделок.
Если нет возможности купить изделия непосредственно у дистрибьютора, можно связаться с ним по телефону и уточнить, является ли он официальным поставщиком интересующего Вас продавца.
Некоторые производители на интернет-сайтах размещают рабочие чертежи своих изделий. Нелишне будет узнать всё о маркировке, размерах, весе, других признаках интересующего Вас изделия и по ним определить его подлинность.
К сожалению, многие торгующие организации и частные предприниматели просто скрывают правду о
происхождении и качестве продаваемого ими товара. Как правило, такой товар изготавливается в Китае,
а его дешевизна объясняется отнюдь не использованием новых технологий. В одной из независимых
лабораторий Германии была произведена экспертиза китайских шаровых кранов. Оказалось, что краны,
производящиеся в Китае, не соответствуют никаким действующим европейским стандартам. Работники
лаборатории предполагают, что материал, из которого изготовлены эти краны, представляет собой
различного рода металлолом, который очень похож на латунь, но на самом деле не имеет ничего
общего с привычно высоким качеством сырья, используемого для производства европейского товара.
Не секрет, что состав сплава влияет не только на прочность арматуры, но и на качество воды. В
сплаве исследованных “китайских” кранов было превышено допустимое содержание свинца и железа.
Как известно, высокое содержание железа способствует развитию коррозии; при высоком содержании
свинца и никеля металл становится хрупким; низкое содержание меди приводит к появлению мелких
трещин; превышение алюминия увеличивает риск повреждения при низких температурах, по тем же
причинам кремнию совершенно нечего делать в сплаве для водопроводной арматуры. Более того, такой
“коктейль” из свинца, никеля, кремния, алюминия и железа попадает в наш организм и здоровья,
как Вы понимаете, не добавляет.
Но плохое качество сырья — это лишь одна из причин низкосортности изделий. Другая причина — это технология производства. В большинстве случаев при изготовлении используется дешевый ручной труд с привлечением устаревшего, пришедшего в негодность и давно списанного с европейских заводов оборудования. Отсутствие при изготовлении элементарного измерительного инструмента для контроля качества или вообще отсутствие всякого контроля приводят в дальнейшем к затоплению квартир.
В большинстве случаев нелегальные краны изготавливают с логотипами известных европейских производителей. В последнее время участились случаи, когда оптовые продавцы заказывают в Китае запорную арматуру, придумав для нее свой собственный логотип, считая это большим достижением. Некоторые с гордостью выдают такую продукцию за свою, называя себя “национальным производителем”. В большинстве случаев нелегальные краны изготавливают с логотипами известных европейских производителей.
Вот несколько советов, которыми необходимо пользоваться при покупке запорной арматуры на рынке или в магазине.
Основное отличие китайской продукции от европейской — это меньший вес, достигаемый благодаря уменьшению в сплаве доли латуни. Отсюда более низкое качество и, следовательно, меньшая себестоимость этой продукции. Стандартный кран на 1/2” европейского производства не может весить меньше 150 г.
Второе отличие — ошибки в маркировке, неправильные логотипы, погрешности в названиях европейских фирм, под марку которых сделана подделка.
Третье — это документы. Спрашивайте у продавцов сертификаты, гигиенические заключения или каталоги, подтверждающие существование фирм производителей, чью продукцию Вам предлагают. Каталоги, выполненные с дешевой полиграфией без указания координат фирмы производителя, должны заставить задуматься о действительном происхождении такой продукции. Любая европейская фирма-производитель имеет свой сайт в Интернете, на котором можно удостовериться в правильности своего выбора.
Помните, что внешний вид не всегда говорит о качестве изделия. Порой китайские краны выглядят даже более “изящно”, чем их европейский собрат. Но поверьте, это “изящество” очень обманчиво и приводит совсем не к тому результату, который ожидается.
В настоящее время появилась обнадеживающая тенденция — многие, уже бывшие, потребители “изящной” запорной арматуры переместили свой фокус на качественную запорную арматуру. Ответ на вопрос “Почему?” очень прост — хотят спокойно спать.
ЧТО ДЕЛАТЬ, если Вы все-таки наткнулись на подделку…
Вы покупаете шаровой кран. Устанавливаете ее в своей квартире, а через какое-то время он разрывается и вода заливает и Вашу квартиру, и несколько этажей внизу. Ущерб исчисляется десятками тысяч. Кто виноват?
Если произошел именно РАЗРЫВ шарового крана (а не засор трубы), то владелец квартиры здесь не при чем - считает юрист.
Согласно Закону о защите прав потребителей и Гражданскому кодексу, вред от покупки некачественного товара подлежит возмещению продавцом или изготовителем в течение всего срока службы товара, а если срок те был установлен, то в течение 10 лет со дня покупки товара. Если говорить о сантехнике, то здесь надо соблюдать определенные правила, то есть обязательно согласовывать установку ее с эксплуатирующей организацией - ДЭЗом или РЭУ, иначе потом эти организации начинают обвинять самого потребителя.
Покупайте шаровой кран только в магазине, и пусть его устанавливает только уполномоченный ДЭЗом сантехник! И еще: храните чек на этот кран и копию вашей письменной заявки в ДЭЗ (или хотя бы расписку сантехника с указанием даты установки крана). Эти "дурацкие, ничего на стоящие бумаги" однажды могут оказаться для вас на вес золота! Именно их вы будете спасать в первую очередь если, не дай бог, прорвет кран.
Что делать дальше?
Надо немедленно обратиться в эксплуатирующую организацию, чтобы вам прислали комиссию для определения технической стороны произошедшего. То есть комиссия устанавливает ПРИЧИНЫ, но ни в коем случае эта комиссия не вправе написать, что, скажем, "виноват владелец крана". Вину залива устанавливает только суд. И если вам предлагают такую запись в акте, надо записать, естественно, что вы не согласны с выводами комиссии в данной части.
Ну а затем - свяжитесь с Московским обществом защиты потребителей и уточните действующие на этот момент экспертные организации, проводящие независимые экспертизы сантехники.
Наиболее надежные шаровые краны немецкого и итальянского производства в магазинах стоят от 170 рублей. Платная экспертиза такого крана может обойтись в несколько тысяч рублей.
Практические советы потребителю:
-
- внимательно осмотрите маркировки на корпусе крана; если искажены название фирмы или графика логотипа, если указано только название страны вместо «Made in…», если в дате производства обозначен ещё не наступивший месяц или в маркировке отсутствуют элементы, обязательные для данной марки крана, это – подделка;
- если поверхность корпуса неровная, на ней имеются наплывы, микротрещины,
увеличена толщина стенок, значит кран изготовлен методом литья; это – подделка;
- если кран имеет стальной шаровой затвор, что можно определить с помощью магнита, это тоже подделка;
- если зеркало шарового затвора тусклое или мутное, это – подделка;
- если корпус крана изготовлен из цинка или силумина, это – подделка; убедиться в этом можно, слегка процарапав никелевое покрытие корпуса; если под ним проступит серебристый цвет, это – цинк, если белый – силумин, латунь имеет светло-жёлтый цвет.
- наконец, косвенным показателем подлинности изделия является его цена. Латунный шаровой кран, соответствующий всем европейским нормам, даже диаметром 1/2 дюйма в розничной торговле не может стоить меньше, чем 2 евро.